ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Главная / Депутатский корпус Сочи / Адлерский район / В Сочи прошло очередное заседание Общественного экологического совета

В Сочи прошло очередное заседание Общественного экологического совета

Gazdepsovet7

   В администрации города-курорта Сочи 17 июня 2016 г. прошло совместное заседание постоянно действующего Общественного экологического совета при главе города Сочи и комитета по санаторно-курортному делу, туризму и экологии Городского Собрания Сочи.

   В заседании постоянно действующего Общественного экологического совета приняли участие глава города-курорта Сочи Анатолий Пахомов, заместитель главы администрации г. Сочи Константин Чеботарь, председатель Городского Собрания Сочи Виктор Филонов, председатель совета — помощник главы города, кандидат экономических наук Андрей Платонов, председатель комиссии по вопросам развития инвестиционного климата, строительства, экологии и охране окружающей среды Лариса Заведеева, председатель комитета по санаторно-курортному делу, туризму и экологии Городского Собрания Сочи Константин Гергишан, председатель Общественной палаты г. Сочи, депутат  Городского Собрания Сочи Надежда Козлова и член Общественной палаты Российской Федерации Константин Затулин.

   Перед началом заседания Анатолий Пахомов вручил первые удостоверения членам постоянно действующего Общественного экологического совета при главе города Сочи.

Gazdepsovet1

Председатель постоянно действующего Общественного экологического совета — помощник главы города, кандидат экономических наук Андрей Платонов.

Gazdepsovet2

Председатель комитета по санаторно-курортному делу, туризму и экологии Городского Собрания Сочи Константин Гергишан.

Gazdepsovet3

Председатель комиссии по зеленым насаждениям экологического совета  г. Сочи Александр Николаевич Зюзин.

Gazdepsovet26

 

Gazdepsovet5

Gazdepsovet18

заместитель главы администрации г. Сочи Константин Чеботарь и председатель Общественной палаты г. Сочи, депутат Городского Собрания Сочи Надежда Козлова.

Gazdepsovet6

Главный специалист управления культуры администрации города-курорта Сочи Елена Трощенко.

Gazdepsovet27

Продолжая свое выступление перед общественниками, Анатолий Пахомов сказал, что «сегодня мы вновь обсуждаем стратегическое для города-курорта направление – развитие экологии и сохранение благоприятной окружающей среды. К сожалению, я не присутствовал на третьей научно-практической конференции, где шли оживленные дискуссии об этапах реализации городской экологической программы на 2015-2030 годы. Но уверен, что специалисты природоохранных и научных учреждений, представители органов власти и общественных организаций смогли определить правильные векторы, направленные на обеспечение экологической безопасности Сочи и всего Причерноморья.

Вместе с тем нельзя забывать и о проблемах инженерно-экологической безопасности, которые по-прежнему существуют у нас в городе. В последний год нам с вами многое удалось решить. На сегодняшний день из 11 648 объектов, которые не имели врезки в центральную канализацию или ЛОСы, требования природоохранного законодательства выполнили уже 9 115 собственников. Теперь они не наносят вреда экологии и, в частности, Чёрному морю. Работу в этом направлении мы не прекращаем ни на минуту.

Также нам удается вести борьбу с преступными элементами, а по-другому я не могу назвать людей, которые организуют на территории Сочи нелегальные свалки. За последнее время выявлено и ликвидировано 220 таких незаконных залежей мусора.

Все наши усилия должны принести конкретные плоды для увеличения привлекательности городской среды и территорий санаторно-курортного комплекса. Здесь еще есть над чем поработать, не все сделано…

Предстоящий 2017 год объявлен Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным  Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Для нас это особенно актуально. Я надеюсь, что мы сможем реализовать в Сочи ряд важных проектов, направленных на обеспечение экологической безопасности курорта, на сохранение биологического разнообразия и объектов природного наследия», — подчеркнул Анатолий Пахомов.

Gazdepsovet8

С докладом на тему «Организация экологического мониторинга  на территории города-курорта Сочи» выступил член Общественной палаты города Сочи III созыва, председатель комиссии по мониторингу состояния окружающей среды постоянно действующего Общественного экологического совета при главе города Сочи, первый заместитель председателя совета Краснодарского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы Александр Зобнин:

Gazdepsovet14

  • Экологический мониторинг (мониторинг состояния окружающей среды) – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием  природных и антропогенных факторов.

Целями мониторинга окружающей среды являются оценка наблюдаемых изменений в окружающей среде и выявление эффекта деятельности человека, прогноз предполагаемых изменений в окружающей среде, разработка оптимальных решений для предотвращения отрицательных последствий деятельности человека.

Основными задачами системы мониторинга окружающей среды являются наблюдение фактического состояния природной среды и за фактами, воздействующими на окружающую природную среду, оценка по данным наблюдений и прогноз состояния окружающей природной среды.

Выполнение этих задач позволяет исполнительным органам получать информацию, необходимую для планирования мероприятий по снижению загрязнения, выделения приоритетных сфер деятельности, контроля и оценки эффективности осуществления природоохранных мероприятий, разработки временных мер по сокращению загрязнения в тех районах, где оно достигло опасного уровня, проверки соблюдения норм и стандартов качества природного объекта, получения данных для проведения научных исследований, в частности изучения влияния загрязняющих веществ на здоровье человека, введения соответствующих законодательных актов.

          Объектом мониторинга является окружающая среда в целом и ее отдельные элементы, а также все виды хозяйственной деятельности, представляющие потенциальную угрозу для здоровья людей и экологической безопасности. В первую очередь объектами мониторинга являются: атмосфера,  атмосферные осадки, поверхностные воды суши, океаны и моря, подземные воды, криосферы (мониторинг составляющих климатической системы).

Прежде чем озвучить отдельные элементы программы экологического мониторинга, которые послужат основой для разработки положения об экологическом мониторинге города-курорта Сочи, следует отметить, что комиссией по мониторингу было проведено 10 рабочих заседаний с привлечением  экспертов  и специалистов Министерства природных ресурсов Краснодарского края, администрации города Сочи, ФГБУ «СЦГМС ЧАМ» — подразделения Росгидромета, Сочинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» — подразделения Роспотребнадзора. Результатами этих встреч было определено следующее:

  1. В городе проводятся наблюдения за загрязнением отдельных объектов окружающей природной среды в рамках собственных целей и задач подразделениями ряда федеральных служб (ФГБУ «СЦГМС ЧАМ» и Сочинский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае»), однако обработка, обобщение полученных данных и представление в форме единого информационного продукта, а также прогнозирование загрязнения окружающей среды не проводится;
  2. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» в рамках госзадания проводит сезонные (в течение курортного сезона) наблюдения за санитарно-эпидемиологическим состоянием морских вод в прибрежной (пляжной) зоне на основных пляжах города, а также регулярные наблюдения за качеством поверхностных вод на отдельных водных объектах, представляющих интерес с точки зрения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не производит наблюдения в условно чистых (фоновых) створах, наименее подверженных антропогенному воздействию;
  3. ФГБУ «СЦГМС ЧАМ» в рамках госзадания осуществляет мониторинг загрязнения окружающей среды с целью определения ее фонового состояния. Основной целью фонового мониторинга является выяснение и фиксация показателей, которые характеризуют природный фон (состояние естественной среды, которое не испытало прямого влияния человеческой деятельности). Проводятся регулярные наблюдения за качеством атмосферного воздуха на стационарных постах, морских вод в прибрежной и условно чистой зонах и поверхностных вод на ряде водных объектов. Задача анализа данных мониторинга с целью выявления источника загрязнения в данном случае не стоит;
  4. Обобщать и сравнивать результаты наблюдений, полученные обеими службами, которые руководствуются разными целями и задачами, не представляется возможным. Кроме того, лаборатории каждой из служб используют разную методическую основу при определении тех или иных показателей качества, имеющую зачастую значительные отличия в принципах методики определения, ее чувствительности. Таким образом, использование результатов мониторинга данных служб для их сравнения, обобщения и выдачи объективных сведений о состоянии окружающей среды невозможно. Более того, программы мониторинга загрязнения окружающей среды обеих служб не охватывают весь перечень пунктов наблюдений предложенной программы экологического мониторинга;
  5. Для получения объективной информации о загрязнении окружающей среды на территории города-курорта Сочи для целей принятия управленческих решений необходимо использовать следующие принципы при создании системы экологического мониторинга:

— стратегия ведения мониторинга с акцентом на определение антропогенной нагрузки;

— использование единой методической основы при определении показателей качества и единого методологического подхода и оценке состояния окружающей среды;

— независимость и беспристрастность, когда исключаются любые формы воздействия на объективность заключений и выводов;

— максимальная открытость информации о загрязнении окружающей среды для населения и гостей города.

  1. Создать и реализовать предложенную систему мониторинга в части наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха необходимо, в том числе для соблюдения и избежания наказания за неисполнение следующих норм:

— ст. 42 Конституции РФ  «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»;

— ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 г №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

—  ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 07.06.2013 г. № 108-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.) «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— п. 4.14. (ii) Соглашения между FIFA и АНО «Оргкомитет Россия 2018»;

— Закона Краснодарского края от 7 декабря 2010 года № 2124-КЗ «Об экологическом мониторинге на территории Краснодарского края»;

— рекомендаций АНО «Оргкомитет Россия 2018» по разработке комплекса мер города-организатора по охране окружающей среды и плана информирования общественности о мерах по охране окружающей среды при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018».

 Указанные нормативные документы обязывают администрацию города Сочи обеспечить мониторинг состояния атмосферного воздуха во время проведения запланированных мероприятий на территории МО город-курорт Сочи и в городе в целом, в необходимые сроки составлять отчеты о реализации мероприятий по обеспечению мониторинга и информировать население о состоянии окружающей среды.

  1. Для реализации целей, поставленных перед системой мониторинга, а именно для возможности оперативного принятия управленческих решений органами исполнительной власти, информирования населения и гостей города, целесообразно транслировать оперативную информацию о состоянии окружающей среды на информационных ресурсах города Сочи и Краснодарского края, не реже 1 раза в квартал готовить для предоставления в заинтересованные органы власти краткие аналитические обзоры о состоянии загрязнения окружающей среды, а также по итогам года расширенный обзор с расчетами, презентациями и выводами. В целях информирования населения такие обзоры могут быть также опубликованы на информационных ресурсах.
  2. В городе Краснодаре году запущена система мониторинга во исполнение требования ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999  № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Для этого создана организация — МКУ «Центр мониторинга окружающей среды и транспорта»  г. Краснодара. Однако следует учесть, что создание и содержание отдельного учреждения, привлечение сил вышеуказанного учреждения для реализации программы экологического мониторинга в г. Сочи нецелесообразно с экономической точки зрения. Реализацию целевой части программы экологического мониторинга в г. Сочи по заказу администрации города можно обеспечить силами подразделения Росгидромета ФГБУ «СЦГМС ЧАМ», единственного подходящего по ряду причин (территориальная расположенность, наличие аккредитованной лаборатории, наличие лицензии Росгидромета на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, в том числе определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, оснащение всем необходимым аналитическим и вспомогательным оборудованием, наличие специализированного автотранспорта, наличие специалистов в области мониторинга загрязнения окружающей среды, богатый опыт работы в данной сфере).
  3. Участником прошедшей 3 июня 2016 года научно-практической конференции «Экологические проблемы и стратегия устойчивого развития агломерации город-курорт Сочи» Александром Водяником было предложено использование в Сочи системы дистанционного зондирования атмосферы с использованием спутников, снабженных многоканальными датчиками, которая в последнее время широко применяется в мире и ряде городов России. Существует возможность запустить подобную систему наблюдения и в городе Сочи за счет освоения грантов. Однако, по мнению специалистов, данная система не способна определять весь перечень необходимых показателей качества воздуха, а также точно рассчитывать концентрации веществ в приземном слое. Система может быть интересна и полезна для города в части наблюдений за потоками, застоями воздушных масс, их температурой и влажностью в отдельно взятых кварталах и районах города, что позволило бы давать рекомендации при планировании строительства объектов, исключающих нежелательный эффект преграждения воздушных потоков. Примером такого неудачного опыта может служить строительство гостиницы «Москва» (ныне Sochi Plaza).
  4. Город-курорт Сочи на сегодняшний день является самым большим, наиболее популярным и развивающимся курортным городом России. Многие тысячи людей ежегодно посещают морские, лечебные и горнолыжные курорты города. Постоянное развитие и расширение города неизбежно приводит к увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Все это требует  особого внимания к экологии, и поэтому создание современной системы экологического мониторинга на территории Сочи, открытость и доступность полученной с ее помощью информации должно стать одной из приоритетных природоохранных задач, которая значительно повысит статус Сочи как экологически-чистого города, позволит привлечь больше гостей, туристов и отдыхающих. Кроме того, в связи с объявлением 2017 года в России Годом экологии создание такой системы наиболее актуально и представляет большой интерес.

11. Рассмотрены возможные источники финансирования реализации программы экологического мониторинга на территории г. Сочи. Предложено использование наряду с муниципальными средствами и вложения крупных частных компаний и предприятий в рамках инвестиций или обязательств по соблюдению природоохранного законодательства.

  1. Ниже представлены предложения по осуществлению экологического мониторинга некоторых объектов окружающей среды на территории МО город-курорт Сочи, разработанные членами комиссии по мониторингу окружающей среды  и специалистами ФГБУ «СЦГМС ЧАМ».
Gazdepsovet25

Заместитель директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Наталья Клеймёнова.

 Мониторинг атмосферного воздуха.

Для эффективной оценки качества атмосферного воздуха и учета антропогенного воздействия необходимо создание сети стационарных постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. В связи с тем что территория города растянута на многие километры, отсутствуют крупные промышленные объекты, являющиеся стационарными источниками загрязнения атмосферы, а географическое расположение и уникальные климатические условия города Сочи способствуют интенсивному самоочищению воздушного бассейна, целесообразно создание сети из не более чем 5 постов наблюдений (ПНЗ), установленных в крупных населенных пунктах муниципального образования, на которых проводятся наблюдения за рядом стандартных и специфических примесей с периодичностью не реже 3 раз в сутки. Каждый пост также следует оснастить системой автоматической передачи данных для возможности получать актуальную информацию о содержании в воздухе основных примесей и транслировать ее на городских информационных ресурсах. В таблице 1 представлены предложения по созданию такой сети.

Таблица 1.

Места установки

постов наблюдения

Перечень контролируемых примесей Периодичность

отборов проб

Центральный район диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, формальдегид, тяжелые металлы, общая пыль, РМ10, бенз-а-пирен, приземный озон Не реже 3 раз в сутки
Хостинский район

(в черте города)

диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, формальдегид, общая пыль, приземный озон Не реже 3 раз в сутки
пгт Адлер диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, РМ10, приземный озон Не реже 3 раз в сутки
п. Лазаревское диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, РМ10, приземный озон Не реже 3 раз в сутки
п. Красная Поляна диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, РМ10, приземный озон Не реже 3 раз в сутки

Кроме того, имеет смысл проводить маршрутные наблюдения за содержанием отдельных примесей в приземном слое атмосферы в черте города и на оживленных трассах в период возникновения ситуаций НМУ (неблагоприятных метеоусловий), вызванных затяжными приподнятыми либо приземными инверсиями и характеризующихся накоплением в атмосфере загрязняющих веществ.

Качество атмосферного воздуха оценивается путем сравнения фактически полученных значений концентраций с гигиеническими нормативами (ПДК). Для оценки уровня загрязнения рассчитываются три стандартных показателя загрязнения атмосферы: ИЗА5 – комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий пять примесей, величина ИЗА рассчитывается по значениям средних за год концентраций, поэтому он характеризует уровень длительного загрязнения воздуха; СИ – стандартный индекс, наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, отнесенная к ПДК м.р. данной примеси; НП – наибольшая из всех значений повторяемости превышения ПДК по данным измерений на всех постах за всеми примесями, %.

В таблице 2 представлен расчет капитальных затрат на создание такой системы и эксплуатационных расходов на 1 год.

Таблица 2.

Описание мероприятия Капитальные затраты,

млн. руб.

Эксплуатационные расходы, млн. руб./год**
Цена Кол-во Стоимость Цена Кол-во Стоимость
Приобретение постов наблюдений 10,400 3* 31,200
Сервисное и метрологическое обслуживание оборудования постов, приобретение расходных материалов 0,720 5 3,600
Отбор проб на специфические примеси на 2-х постах 0,020 24 0,440
Выполнение анализов 0,558
Подготовка квартальных обзоров 0,010 4 0,040
Подготовка годового обзора 0,040 1 0,040
Транспортные расходы 0,100
ИТОГО 31,200    4,778

*   — с учетом имеющихся автоматических постов ФГБУ «СЦГМС ЧАМ».                                              ** — с учетом цен 2016 года.

В целях экономической целесообразности и одновременной реализации требований нормативно-правовых актов при подготовке г. Сочи к проведению этапов чемпионата мира по футболу 2018 года в первую очередь могут быть установлены 2 стационарных поста в районе проведения мероприятия (пгт Адлер и п. Веселое). После проведения чемпионата мира один из них, установленный в п. Веселое, может быть перенесен в другое место, например в п. Лазаревское.

Капитальные затраты на приобретение основных средств (дополнительных постов наблюдений), работу по согласованию мест их размещения, обеспечению электропитанием должна взять на себя администрация города Сочи.

Gazdepsovet22

Председатель Сочинского городского отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», кандидат сельскохозяйственных наук Феликс Иваненко.

Мониторинг водных объектов.

Для оценки влияния антропогенной нагрузки на водные объекты на территории муниципального образования целесообразно проводить мониторинг поверхностных и морских вод по абиотическим показателям в районе, ограниченном реками Мзымта и Псезуапсе. В данном районе отмечается наибольшая антропогенная нагрузка на водные объекты за счет поступления очищенных и неочищенных хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с селитебных, производственных и жилых территорий, автомагистралей.

В таблице 3 представлена подробная программа мониторинга поверхностных вод с обоснованиями.

Таблица 3.

Наименование водного объекта Места расположения створов Обоснование выбора створов Определяемые показатели Частота отборов
Нагорный канал Имеретинской низменности Устьевая часть Учет влияния стоков с территории Имеретинской низменности, микрорайонов Блиново, Веселое Цветность, прозрачность, запах, рН, взвешенные вещества, температура, общая минерализация растворенный кислород, БПК5, ХПК, жесткость, аммоний, нитраты, нитриты, фосфаты, фенолы, СПАВ, нефтепродукты, медь, цинк, никель, марганец, свинец, кадмий, железо общее, хлориды и сульфаты. 1 раз в месяц
р.Мзымта Устье Учет влияния стоков пгт.Адлер
п.Казачий брод Учет влияния стоков п.Красная поляна с учетом разбавления притоками, контроль качества воды выше водозабора подземных вод из подруслового стока.
п.Красная поляна, Учет влияния стоков п. Красная Поляна
п.Эсто-Садок Фоновый створ
р.Лаура Кордон Лаура Фоновый створ
р.Херота Устье Учет влияния стоков микрорайонов Адлера, свалки в верховье реки
р.Хоста Устье Учет влияния стоков п. Хоста
2 км выше устья Фоновый створ
р. Мацеста Устье Учет влияния стоков мкр Мацеста
6 км выше устья Фоновый створ
р. Сочи Устье Учет влияния стоков микрорайонов г. Сочи
Район КСМ Контроль качества воды выше водозабора
с. Пластунка Фоновый створ
р. Бытха Устье Учет влияния стоков рекультивированного полигона ТБО вблизи п. Лоо
р. Лоо Устье Учет влияния стоков п. Лоо
р. Бзугу Устье Учет влияния стоков микрорайонов г. Сочи, свалки в верховье реки
р. Малый (Гнилушка) Устье Учет влияния стоков микрорайонов г. Сочи, свалки в верховье реки
р. Псахе Устье Учет влияния стоков микрорайона Мамайка г. Сочи
р. Шахе 6 км выше устья Контроль качества воды выше водозабора
р. Псезуапсе Устье Учет влияния стоков п. Лазаревское
4 км выше устья Фоновый створ, контроль качества воды выше водозабора

Качество поверхностных вод оценивается на основе соответствия значений гидрохимических показателей установленным требованиям для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение. Для комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод рассчитывается удельный комбинаторный индекс загрязненности воды (УКИЗВ). Для его расчета используются данные мониторинга по 15 показателям из числа представленных в таблице: растворенный кислород, БПК, азот аммонийный, нитраты, нитриты, нефтепродукты, фенолы, медь, цинк, никель, марганец, железо общее, ХПК, хлориды и сульфаты. Данные показатели характеризуют поступление основных загрязняющих веществ в реки причерноморского региона. Данные по остальным показателям характеризуют физико-химические свойства воды, ее основной минеральный состав, поступление взвешенных веществ и детергентов.

УКИЗВ представляет комплексный относительный показатель степени загрязненности поверхностных вод, условно оценивающий в виде безразмерного числа долю загрязняющего эффекта, вносимого в общую степень загрязненности воды, обусловленную одновременным присутствием ряда загрязняющих веществ. Также для оценки качества воды используется классификация класса качества воды по степени загрязненности — условное разделение всего диапазона состава и свойств природной воды в условиях антропогенного воздействия на различные интервалы с постепенным переходом от «условно чистой» до «экстремально грязной» по величинам комбинаторного индекса загрязненности воды с учетом ряда дополнительных факторов.

Gazdepsovet24

Директор департамента городского хозяйства администрации города Сочи Николай Батманов.

Наблюдения за качеством поверхностных вод целесообразно проводить ежемесячно для объективной фиксации максимумов и минимумов загрязнения водных объектов загрязняющими веществами.

В программу мониторинга морских вод целесообразно включить станции вблизи устьев рек Мзымта, Херота, Хоста, Мацеста, Сочи, Бытха, Псахе и Псезуапсе, ручья Малый на незначительном удалении от берега. Наблюдения следует проводить с той же периодичностью. Такой подход позволит оценить поступление загрязняющих веществ в море со стоком рассматриваемых рек, близлежащих населенных пунктов, предприятий города, а также от туристической нагрузки в курортный сезон и судоходства. Для сравнительной оценки также следует 1 раз в квартал проводить наблюдения на нескольких станциях на значительном удалении от берега на границе зоны водопользования и первого пояса зоны санитарной охраны. Подробная программа мониторинга прибрежной зоны Черного моря, прилегающей к территории МО город-курорт Сочи представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Места расположения станций Горизонты отбора Обоснование выбора створов Определяемые показатели Частота отборов
Вблизи устья р. Мзымта Поверхность,

дно

Учет влияния стоков рек на качество морских вод в прибрежной зоне рН, растворенный кислород, взвешенные вещества, соленость, цветность, температура, прозрачность, нефтепродукты, кремний, биогенные элементы (нитраты, нитриты, аммоний, фосфаты), тяжелые металлы (Fe, Pb), СПАВ, БПК5. 1 раз в месяц
Вблизи устья р. Херота
Вблизи устья р. Хоста
Вблизи устья р. Мацеста
Вблизи устья р. Псахе
Вблизи устья р. Малый
Вблизи устья р. Сочи
Вблизи устья р. Бытха
Вблизи устья р. Псезуапсе
2 м. мили от берега на траверзе р. Сочи Поверхность,

10 метров,

25 метров,

50 метров

Оценка качества морских вод в

чистой зоне

1 раз в квартал
2 м. мили от берега на траверзе р. Хоста
2 м. мили от берега на траверзе р. Мзымта

Качество морских вод оценивается на основе соответствия значений гидрохимических показателей установленным требованиям для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение. Оценка качества выполняется по показателям комплексности (отношение числа веществ, содержание которых превышает норму, к общему числу нормируемых ингредиентов), устойчивости (количество проб, в которых обнаружено достижение или превышение ПДК) и уровня (кратности превышения ПДК) загрязненности вод.

Для сравнительной оценки пространственного распределения качества морских вод и его классификации в выделенных зонах рассчитывается индекс загрязнения вод (ИЗВ), позволяющий отнести качество воды к определенному классу чистоты. Расчет ИЗВ выполняется с использованием обязательного показателя – растворенного кислорода, а также показателей, по которым наблюдается  наибольшая устойчивость загрязненности вод.

В результате подготовки материалов для доклада, от коллег по совету поступили предложения включить наблюдение и за бактериологическими показателями водных объектов, представляющих интерес для населения и гостей города в курортный сезон.

Gazdepsovet10

Директор МУП г. Сочи «Водосток» Максим Мелешко.

В заключение я хочу обратиться к главе города Сочи Анатолию Николаевичу Пахомову со следующими предложениями:

    • Принять во внимание, что в рамках исполнения нормативных и законодательных актов РФ и обязательств города перед FIFA и АНО «Оргкомитет Россия 2018» уже сегодня необходимо обеспечить мониторинг за состоянием атмосферного воздуха воздушного бассейна города Сочи.
    • Поручить управлению по охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации города Сочи и экологическому совету разработать программу комплексного экологического мониторинга на территории города-курорта Сочи, включающую в себя наблюдения за всеми объектами окружающей среды.
    • Поручить департаменту по финансам и бюджету администрации города Сочи изыскать источники финансирования реализации программы комплексного экологического мониторинга на территории города-курорта Сочи из бюджета города.
  1. Экологическому совету рекомендовать для включения в программу комплексного экологического мониторинга города-курорта Сочи разработанные предложения по наблюдению за водными объектами и атмосферным воздухом.
  2. Включится всем  комиссиям экологического совета в разработку нерассмотренных, но обоснованно необходимых сегментов для включения их в программу комплексного экологического мониторинга.

Скачать презентацию «Организация экологического мониторинга  на территории города-курорта Сочи» можно здесь

   Следующим на заседании с докладом на тему охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования город-курорт Сочи выступил председатель комиссии по зеленым насаждениям экологического совета при главе г. Сочи Александр Зюзин:

Gazdepsovet16

 Ни для кого уже не секрет, что последние несколько лет очень актуален вопрос охраны зеленых насаждений на территории города Сочи.

И если учитывать скорость исчезновения естественно растущих реликтовых (самшит) и культивируемых субтропических растений (пальмы, эвкалипты, каштан конский, магнолии, и т.д.) в связи с недопустимым фитосанитарным состоянием, то нетрудно предположить, что ожидает наш «город-сад».

В городе Сочи отсутствует концептуальный, системный подход по созданию новых и сохранении имеющихся зеленых насаждений.

Но хочется обратить внимание всех присутствующих на то, что сегодня мы имеем все предпосылки к началу серьезной работы по воссозданию некогда красивейшего субтропического города России.

В целях использования данных, полученных при инвентаризации зеленых насаждений, развития зеленого хозяйства, установления ответственного лица за их сохранность и состояние растений, 13 апреля 2016 года постановлением  администрации города Сочи утвержден порядок проведения инвентаризации зеленых насаждений на территории города Сочи, также  12 мая 2016 года утвержден порядок создания и ведения реестра зеленых насаждений на территории города Сочи.

Gazdepsovet19

Начальник управления по охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации города Сочи Андрей Терехов.

Хочу подчеркнуть важность срочного проведения этих работ. После проведения инвентаризации всех зеленых насаждений на всех территориях независимо от форм собственности мы с уверенностью сможем концептуально систематизировать работу по созданию новых и сбережение уже имеющихся зеленых зон и насаждений на территории всего города.

Обратившись к опыту крупных городов России в сфере охраны зеленых насаждений, пришли к выводу, что  у нас в Сочи отсутствуют необходимые регламентирующие документы, позволяющие осуществлять научный и системный подход в вопросах охраны зеленых насаждений.

Осуществление мероприятий по ведению инвентаризации зеленых насаждений невозможно без основного регламентирующего документа «Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории города Сочи».

Gazdepsovet11

Председатель общественного учреждения «Градостроительный совет города-курорта Сочи» Ольга Козинская.

Согласно закону Краснодарского края № 2695-Кз «Об охране зеленых насаждений Краснодарского края» организация мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды, в том числе и приказу Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунального комплексу от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в города РФ», а также с утверждёнными органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края Правилами благоустройства территории.

То есть Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории города Сочи должны входить в Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, в которых содержится раздел «Благоустройство и озеленение урбанизированных территорий».

Но, учитывая особо критическую ситуацию, сложившуюся в последние годы для города Сочи, необходимо принять отдельные правила, в которых будут прописаны все вопросы воссоздания и охраны зеленых насаждений, актуальные на сегодняшний день.

Нашей комиссией и рабочей группой совместно со специалистами управления по охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации города Сочи подготовлен проект «Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений в г. Сочи».

Сегодня этот проект уже имеет заключение нормативно-правового отдела ГСС.

В разрабатываемом проекте правил надлежит использовать имеющиеся ГОСТы «Стандартные параметры на посадочный материал», строго следовать санитарным правилам и нормативам (СанПиН 1.2.2584-10 гл. XV) «Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в черте населенных пунктов» и многие другие нормативы и требования.

На основании многолетнего научного опыта директором Субтропического ботанического сада Кубани Юрием Николаевичем Карпуном была разработана и предложена «Концепция повышения декоративности зелёных насаждений г. Сочи».

В данном научном труде проработан породный состав для озеленения города Сочи с устойчивыми вечнозелёными породами, которые на протяжении длительного периода способны придавать зеленому убранству курорта характерную устойчивую декоративность и, как результат, не только подчеркивать уникальность субтропического курорта, но и минимизировать расходы по содержанию и охране этих насаждений.

На сегодняшний день в нашем городе разработаны, но не приняты регламентирующие документы, такие как «Положение об ООПТ местного значения» и «Порядок определения особо охраняемых территорий местного значения», которые также срочно необходимо принимать.

Какой можно сделать вывод из поставленной цели воссоздать и сохранить город-сад?

Gazdepsovet13

Председатель комитета по санаторно-курортному делу, туризму и экологии Городского Собрания Сочи Константин Гергишан.

НА НАШ ВЗГЛЯД, НЕОБХОДИМО:

— Разработать и принять концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие озеленения территории и охрана зеленых насаждений г. Сочи на 2017-2021 годы».

— Приступить к выполнению мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений и создания единого реестра зеленых насаждений.

— Разработать и принять отдельный документ «РЕГЛАМЕНТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ ОЗЕЛЕНЕНИЯ», отсутствие этого документа приводит к бесконтрольному и непрофессиональному созданию новых посадок и, как следствие, к массовой неприживаемости растений при отсутствии «постгарантийного обслуживания» и безответственности подрядных организаций, создающих новые объекты озеленения.

— Разработать мероприятия по воссозданию питомнического хозяйства города — муниципальных питомников, с целью выращивания рекомендованного сортового состава устойчивых растений, для увеличения резервов районированного крупномерного посадочного материала.

— Организовать на постоянной основе проведение фитосанитарного мониторинга состояния зеленых насаждений (оперативный и периодический).

— Разработать программу превентивных (профилактических, предупредительных) мер по защите зеленых насаждений, что позволит предупреждать массовые вспышки заболеваний растений и нашествие вредителей-насекомых.

— Разработать и внести изменения в принятую Программу «БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ» на период с 2016 по 2021 г. (постановление администрации г. Сочи № 245 от 17.02.2014 г.).

— Принять регламентирующие документы «Положение об ООПТ местного значения» и «Порядок определения особо охраняемых территорий местного значения».

ВЫВОДЫ:

— реализация вновь разрабатываемых нормативно-правовых документов должна быть направленная на сохранение и преумножение зеленого фонда города, и эти нормативные акты должны является составной и неотъемлемой частью муниципальной экологической политики, которая требует своего дальнейшего развития и анализа эффективности принимаемых решений и своевременной их корректировки,

— поставленные задачи по воссозданию зелёных насаждений города Сочи воплотить в жизнь возможно только при консолидации действий всех заинтересованных сторон – органов власти и общественности, учёных и специалистов-практиков.

Gazdepsovet20

Член совета Общественной палаты города Сочи III созыва Александр Блинов.

Gazdepsovet12

Президент Межрегиональной организации охраны окружающей среды «Экозащита»  Елизавета Зискина и секретарь Сочинского городского отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Юлия Набережная.

Gazdepsovet9

С отдельными  докладами также выступили член совета Общественной палаты города Сочи III созыва Александр Блинов, который рассказал о результатах, достигнутых  членами постоянно действующего Общественного экологического совета по внесению изменений в закон РФ о новых видах карантинных вредителей. Генеральный директор научно-производственного объединения «Синергия», председатель комитета экологоустойчивого развития при Торгово-промышленной палате города Сочи, полномочный представитель национального агентства по энерго-эффективности и возобновляемым источникам энергии Андрей Рогач заострил внимание участников заседания на ускорение процедуры принятия регламента по эксплуатации ЛОСов. О чем глава Сочи сразу дал поручение руководителю департамента городского хозяйства администрации г. Сочи Николаю Батманову уже на следующей неделе представить на подпись необходимые документы, тем более что они уже прошли проверку юристов и экспертов. Заместитель председателя совета, заведующий лабораторией этносоциальных проблем Сочинского научно-исследовательского центра РАН Александр Садовой доложил участникам заседания о планах работы на второе полугодие 2016 года.

Gazdepsovet21

Выступает член Общественной палаты Российской Федерации Константин Затулин.

 В заключение глава города-курорта Сочи Анатолий Пахомов поблагодарил   участников заседания  и пожелал не снижать градус социальной активности.

Gazdepsovet29

Председатель ГСС Виктор Филонов и председатель Общественной палаты г. Сочи, депутат Надежда Козлова.

Gazdepsovet28

Начальник управления по охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации города Сочи Андрей Терехов и председатель комитета по санаторно-курортному делу, туризму и экологии Городского Собрания Сочи Константин Гергишан.

В начале следующей рабочей недели мы планируем рассказать вам более подробно о шагах по выполнению пунктов резолюции, принятой на третьей научно-практической конференции, что будет вынесено для рассмотрения депутатами на очередной сессии Городского Собрания Сочи и как выполняются поручения мэра Сочи Анатолия Пахомова.

gazdep.ru, 17.06.2016

Оставить комментарий

x

Посмотрите также:

Иван Савин gazdep.ru6

Депутаты ГСС приняли участие в заседании рабочей группы в ТПП г. Сочи

Сегодня в ТПП г. Сочи прошло заседание рабочей группы, посвященное выработке оценки регулируемого воздействия (ОРВ) ...

QR Code Business Card